
Что нужно поменять, добавить, удалить после того, как разработчик передал вам доступы на ваш новый сайт. Зачем всё это делать и что будет, если пренебречь такими рекомендациями. Делюсь своим чек-листом, что я передаю заказчику после работы над сайтом. Дополняйте, если считаете нужным.
Все пункты идут просто по очереди, а не по важности. Здесь всё важно. Рассказываю на примере WordPress. Хотя в общих чертах, без разницы, на чём работает ваш сайт.
Меняем пароли
Какие? А все, какими вы делились с разработчиком. Доступ к домену, хостингу – на первом месте. В личном кабинете вашего хостинга также зайдите в раздел FTP и удалите там все доступы. Либо поменяйте к ним пароли.
Заодно убеждаемся, что домен и хостинг зарегистрированы на ваше имя. Или на имя вашей организации.
Удаляем лишних пользователей сайта
В консоли WordPress заходим в раздел “Пользователи” и удаляем там профиль разработчика (если таковой создавали). Если там одна учётная запись, то меняем у неё пароль. Заодно проверяем, что к этой учётке привязан ваш email адрес.
После этого идём в раздел “Настройки — Общие” и в строке “административный email” заново проверяем, что там тоже ваш email.
Удаляем лишние плагины
Бывает, что во время разработки на сайт добавляются разные плагины. После того, как сайт готов, часть плагинов уже не нужна и от них можно избавиться. Поэтому зайдите в раздел “Плагины” и посмотрите, что там делается.
Как минимум, оцените их количество. Если там больше 20 плагинов, попросите разработчика рассказать, что делает каждый. Хотя, можно даже не смотреть на количество, а и так попросить сделать небольшой экскурс по каждому плагину. Всё лишнее и ненужное – удаляем.
Проверяем, что есть плагин безопасности
Также убеждаемся, что на сайте есть плагин безопасности. И не просто есть, а ещё и настроен. Что изменён адрес страницы авторизации (стандартный — /wp-admin), что настроена блокировка по неверному вводу логина/пароля и тому подобные шутки.
Включаем резервное копирование на хостинге
Возвращаемся на хостинг и ищем в панели управления раздел про резервные копии/бэкапы и как там его ещё могут назвать.
Убеждаемся, что эта функция активна и работает. Если можно регулировать частоту создания резервных копий, то ориентируйтесь на себя. Если каждый день вносите на сайт изменения, то можно и “ежедневно” включить. Вносите реже – поставьте на “раз в 3 дня”. Но не раз в месяц точно.
Про этот пункт ещё добавлю вот что – надеяться на хостинг можно и нужно, но дополнительно я (настоятельно) рекомендую ещё и вручную создавать архив сайта и хранить у себя на компьютере. Плагин Duplicator в этом смысле хорош.
Проверяем контактные email на самом сайте
Теперь смотрим, что написано на самом сайте. На странице контактов, в футере или где там у вас места для адресов почты. Там вполне может оказаться либо адрес разработчика (для тестирования во время работы), либо просто какой то выдуманный адрес. Типа test@test.ru. Меняем на актуальные, если нашли такое.
Настроена аналитика? Тоже проверяем
Если сайт подключен к Яндекс.Вебмастеру, Яндекс.Метрике и аналогичным сервисам от Google, то проверяем, что делается там. Пароли туда также меняем и убеждаемся, что счётчик Метрики работает, посетители считаются.
Также заходим в настройки счётчика и на вкладке “Доступ” проверяем, что он там никому дополнительно не выдан. Чтобы только вы могли смотреть всю статистику.
И в итоге
Каждый непроверенный (или не до конца настроенный) пункт из этого списка – потенциальная дыра в безопасности. Выделите время, чтобы пройтись по этому перечню. Право, это важные пункты, которыми не стоит пренебрегать.
Гораздо печальнее будет в один (не прекрасный) день увидеть неработающий сайт. А потом ещё и понять, что создание резервных копий на хостинге было выключено. И вручную созданного архива сайта у вас тоже нет.
Так что просто пройдитесь по всем пунктам этого чек-листа и наверняка заметите бреши в безопасности своего сайта.